Roborace

Современные технологии проникли и в спорт – наряду с классическими гонками Formula 1 проводятся соревнования Formula Е (на электрокарах). Но этого мало – с недавних пор в рамках Formula Е проводятся автогонки Roborace. Это соревнование беспилотных болидов с электроприводом, которые показывают возможности робототехники и искусственного интеллекта.

Roborace Car

История Roborace

Официальный генеральный директор гонок – Лукас Ди Грасси, чемпион Formula Е 2016-2017. Именно ему пришла в голову идея создать соревнования беспилотников – в 2015 году Формула Е получила ошеломительный успех, и решение о беспилотных болидах было вполне логичным. Правила Roborace разработаны на базе правил Формулы Е.

Болид Formula E

Организация чемпионата проводилась совместно с стартапом Charge венчурной компании Kinetik (Великобритания), главой которой является Денис Свердлов, Roborace появились во многом благодаря ему. Поддержкой Roborace Денис Свердлов делал большой вклад в развитие и робототехники, и спорта. Партнером соревнований стала и компания ARRIVAL (разработка электрокаров коммерческого
использования).



Впервые тестовые заезды Charge and Roborace провели в 2016-2018 годах, в рамках соревнований FIA Formula E Championship.

Автомобили Robocar

Для этих гонок создали специальный, первый в мире беспилотный гоночный автомобиль. Разработкой внешности Roborace Robocar занимался Дэниел Саймон, создавший дизайн ливреи 2011 HRT Formula One, разработавший авто для фильмов Oblivion и Tron: Legacy. Техническое обеспечение взял на себя Charge.

2011 HRT Formula One

Все компьютерные операции проводятся вычислительными процессорами Drive PX 2 от Nvidia. А компания Michelin стала официальным поставщиком шин для болидов. Шасси автомобиля для гонок Roborace выполнено в форме капли, это сделано для улучшения аэродинамики. Вес– 1350 кг, длина – 4,8 метра, ширина – 2 метра. Машина оснащена четырьмя электроприводами, по одному на каждое колесо.

Dev Bot Roborace

У болида для Roborace мощность двигателя составляет 135 кВт, что эквивалентно более 500 л.с. Это позволяет ему развивать скорость до 300 км/ч. Питание обеспечивает аккумулятор на 840В.

Навигация обеспечивается системой лидаров, радаров, датчиков расстояния, камер, ультразвуковых датчиков. В мае 2017 года автомобиль впервые выехал на трассу, проехав полный демонстрационный круг в рамках Paris ePrix (Roborace Paris).

Новое поколение беспилотников: DevBot 2.0

Вторым беспилотником для Roborace стал болид DevBot. Его разработку начали в 2016 году. Конструктивно он состоял из тех же блоков, что и Robocar, но разработчики изменили шасси. Новый электрокар получил шасси Ginetta LMP3 с открытым двигателем – для более эффективного охлаждения и простого обслуживания. В болиде не была предусмотрена кабина пилота, это полностью роботизированный электрокар.

Ginetta LMP3

В августе того же года новый автомобиль представили в Донингтон-Парке, в рамках предсезонных тестов Формулы Е. Перед этим модель должна была демонстрироваться в Гонконге, но возникли проблемы с аккумуляторами, поэтому первый «выход» болида произошел позже. Беспилотный болид успешно преодолел 12 кругов трассы в Марракеше, которая пролегает вокруг Moulay El Hassan.



Успешными были испытания и на французском полигоне Michelin в Ладу и британской трассе Silverstone. Но было и неудачное тестирование – в 2017 году, перед гонками Buenos Aires ePrix. В ходе соревнования один из двух беспилотников не вписался в поворот и въехал в ограждение. В сезоне 2017-2018 автомобиль участвовал в гонке «Human + Machine Challenge». Соревновались беспилотники и болиды, управляемые пилотами дистанционно. Гонка проводилась в рамках Формулы Е, на Rome ePrix, одним из пилотов стал Райан Тюрк, дрифтер-профессионал. Такое же состязание проводилось и на
ePrix Roborace в Берлине.

И по запросу Roborace Youtube можно найти немало видео, со всех перечисленных состязаний. Но в конце 2019 года была представлена обновленная модель электрокара, DevBot 2.0. От первой версии она отличается кабиной для пилота, использованием только заднего привода, кузовом из композитного материала. Дебютировал автомобиль в том же 2019 году, на Season Alpha.

Машина для беспилотных гонок

Сезоны и тестирование

Впервые Roborace Charge провели в 2016-2017 сезоне Формулы Е, на нескольких этапах. Но эти гонки были тестом для двух моделей DevBots. Два болида первый раз встретились на Buenos Aires ePrix 2017, вне режима гонки их продемонстрировали на Marrakesh ePrix 2016, а в 2017 году – на ePrix в Берлине, Нью-Йорке и Монреале.

Логотип Formula E

Что касается модели Robocar, она была на трассе в 2017 году в Париже, и передвигалась со скоростью пешехода. Второй раз автомобиль стал участником гонки GoodWood FOS 2018. И это было первое гоночное авто, полностью автономное, завершившее восхождение на Гудвуд Хилл.

В следующем сезоне Формулы Е, 2017-2018, тестовый Roborace прошел в Гонконге. Позже, в Берлине, в рамках соревнований Human + Machine Challenge, соревновалось два болида. Первый DevBot был полностью автономным, программное обеспечение для него разработали в Мюнхенском Техническом университете. Вторым DevBot управлял пилот, член команды Пизанского университета. Гонку выиграл автомобиль от команды Мюнхенского университета, на почти 4 секунды опередив конкурента, со средним временем круга 91,59 секунды.

  • Болид от Пизанского университета показал среднее время 95,36 секунды. Но полноценными гонками Roborace можно считать Season Alpha 2019. Первая гонка между двумя беспилотниками была проведена в Испании, на трассе Монтебланко.
  • В ней брали участие DevBot 2.0, и разница между болидами заключалась только в написанных двумя командами алгоритмах. Это соревнование не транслировалось в прямом эфире, но на Youtube можно найти много записей с Roborace 2019.

facebook